Вторник, 22.01.2019
ЖДРООИ
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

текст

Мезенин Сергей Георгиевич, член комитета по социальной политике в Народном Хурале Республика Бурятия.  Диссертация С.Г. Мезенина посвящена проблемам инвалидов:  "Инвалиды, их образ жизни в современном российском обществе".  Диссертацию можно прочитать на сайте Российской государственной библиотеки.

Краткое содержание диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования образа жизни инвалидов в современном российском обществе.

1.1. Понятия «инвалиды» и «инвалидность» в современном обществоведении 10

1.2. Инвалидность как социокультурный феномен 30

Глава 2.Образ жизни инвалидов в условиях современного российского общества.

2.1. Социальная политика и легитимация инвалидов 54

2.2. Особенности образа жизни инвалидов в современном российском обществе 78

2.3. Проблемы социальной и профессиональной реабилитации инвалидов 104

Заключение 134

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Происходящие в современном российском обществе политические, экономические, социальные и духовные изменения вызывают необходимость переосмысления привычных взглядов и установок на проблему инвалидов. История развития подходов к решению проблем инвалидов и инвалидности прошла долгий путь: от идей пренебрежительного отношения и неприязни к пониманию необходимости интеграции инвалидов в общество. На наш взгляд, проблема инвалидов предполагает существенные изменения в теоретико-методологических и практических подходах к идеологии реабилитационного процесса. На современном этапе необходимым условием эффективности проводимой государственной социальной политики служит социологический анализ особенностей образа жизни инвалидов, выявление основных факторов индивидуальной и групповой интеграции инвалидов в общество.

Системообразующей основой взаимоотношений общества и инвалидов должно стать понятие «социальной независимости» инвалида, под которым подразумевается не столько приспособление или компенсация тех или иных видов имеющейся у человека социальной недостаточности, сколько активное, творческое ее преодоление и достижение максимально возможного уровня личностной самоактуализации и самореализации.

По данным Всемирной организации здравоохранения каждый десятый житель Земли — инвалид. Ежегодно 20 млн. человек получают увечья. Даже в такой сравнительно небольшой республике как Бурятия - инвалидов свыше 60 тысяч человек. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов.

Инвалидность — это проблема не одного человека, а всего общества в целом. Именно поэтому ее решение является одним из приоритетных направлений социальной политики. Изучение проблем инвалидов должно быть

направлено на выявление существующих барьеров, не позволяющих инвалидам активно участвовать в жизни общества.

Очевидна теоретическая и практическая значимость изучения проблем, связанная с социализацией и адаптацией, социальным самочувствием, обеспечением социальной защиты инвалидов. Без всестороннего и глубокого анализа этой проблемы невозможно выстроить систему эффективных мер по улучшению жизни инвалидов, а также выработать правовые нормы, позволяющие инвалидам успешно интегрироваться в общество.

Степень научной разработанности темы. В последнее время заметно возрастает внимание к проблеме инвалидов. В трудах отечественных и зарубежных исследователей накоплен значительный объем знаний о данной социальной группе, ее положении в обществе.

В социологическом подходе акцентируется проблема становления и развития личности в контексте соотношения биологического и социального факторов. В современной социологии затрагиваются проблемы формирования базовых (наиболее распространенных) и отличающихся типов личности. Проблемам формирования так называемой целостной личности посвящены работы И.С. Кона, Н.С. Мансурова, Л.П. Буевой, Н.П. Дубинина и др. Тенденции развития социально активной личности рассматривали Ю.Е. Волков, В.Г. Мордкович, В.Г. Смирнов, Э.В. Соколов.

Проблемы социокультурной реабилитации инвалидов, их образа жизни содержатся в социологической литературе и нашли свое отражение в работах таких авторов как В.Д. Давыдов, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, В.В. Радаев, И.В. Бестужев-Л ада, СИ. Голод, Н.А. Шахназаров, З.А. Янкова, Г.Г. Силласте и др.

Проблемы взаимодействия личности инвалида с окружающей его культурной средой, формирования коммуникативных навыков, способствующих его интеграции в общество, освещаются в работах ученых-культурологов: А.И. Арнольдова, С.Н. Иконниковой, Б.С. Ерасова и др.

Внутригрупповые и межгрупповые отношения в контексте социального

исключения рассматривались американскими и западноевропейскими социологами: П. Сорокиным, Д. Дьюи, Д. Мидом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Н. Смелзером, М. Вебером, Э. Дюркгеймом, П Бурдье, 3. Бауманом, П. Штомп-кой и др.

Инвалидность, как специфическое социальное явление разрабатывали Т.А. Добровольская, А.В. Осадчих, СП. Пешков, Н.Б. Шабалина, Е.И. Холо-стова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. Авторы рассматривают социальные факторы инвалидности: неблагоприятную окружающую среду, войны, рост алкоголизма, профессионального травматизма и др.

Различные аспекты реабилитации и социальной интеграции инвалида в общество рассматривали такие ученые как И.В. Астраханцев, В.М. Боголюбова, С.А. Быданов, В.Ю. Чукарев, М.В. Эльштейн. Из публикаций, посвященных социальным аспектам реабилитации, следует назвать работы A.M. Зотова, Б.С. Мезенцева, Н. Ткач, А.В. Федорова и др. Профессиональной реабилитацией инвалидов занимались такие ученые как В.В. Болтенко, Н.А. Горбунова, А.А. Дыскин, Г. Иванов, В. Кондрашкин, Э. Манукян, Г.Д. Меб-ришвили, А.Г. Новицкий, О.В. Новожилова, В.В. Петрова, Э.И. Танюхина, Л.П. Храпылина, Ю.Г. Элланский и др. Основой политики в отношении инвалидов, по мнению данных авторов, является их реабилитация, позволяющая инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Ученые придерживаются концепции независимой жизни инвалидов как методологической основы реабилитационного процесса.

Реализацию государственной социальной политики, которая отражает интересы различных социальных и демографических групп общества, в том числе и инвалидов, исследовали такие ученые как Л.В. Безлепкина, Е.Н. Гонтмахер, В.И. Жуков, Г.И. Осадчая и др. Авторы рассматривают важность проведения эффективной социальной политики, ее функционирование, развитие, пути формирования и т.д. Также ученые анализируют состояние и недостатки законодательной базы социальной реабилитации инвалидов, отме-

6 чают, что назрела настоятельная потребность в ее совершенствовании.

Вместе с тем, мы вынуждены констатировать, что вопросы образа жизни инвалидов, их социальное положение, степень адаптации в обществе, проблемы государственной политики по отношению к данной группе в научной литературе раскрыты недостаточно. По теме работы в Республике Бурятия исследования не проводились. Как следствие, специалисты различных уровней и структур ощущают затруднения в теоретических и методологических подходах к социальной политике по отношению к инвалидам. Представленная работа в какой-то мере восполняет данный пробел.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является выявление особенностей социального статуса и образа жизни инвалидов как специфической социальной группы в современном российском обществе.

Достижение данной цели реализуется через постановку и решение следующих задач:

- определить сущность и раскрыть содержание понятий «инвалид
ность» и «инвалиды» в современном обществоведении;

выявить особенности статуса инвалидов как специфической социальной группы;

раскрыть содержание и принципы социальной политики государства по отношению к инвалидам;

исследовать основные черты и тенденции образа жизни инвалидов в современном российском обществе;

определить пути социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.

Объектом исследования являются инвалиды как специфическая социальная группа общества.

Предметом исследования является социальный статус и образ жизни инвалидов.

Методологическая и информационная основа исследования. Для

решения задач теоретического уровня применялись общенаучные методы познания: системный, формально-логический и сравнительно-исторический, рассматривающие процессы и явления на основе всеобщих принципов взаимосвязи и развития. Использовались теоретический анализ, методы сравнительных характеристик, типологизации, структурно-функциональный.

Для эмпирической верификации гипотезы исследования использовались методы опроса, анализа документов, наблюдения. В качестве источников информации использовались законы Российской Федерации, Республики Бурятии и другие нормативные документы, касающиеся инвалидов, монографии, сборники научных публикаций, материалы конференций, периодической печати и Интернета, результаты социологических исследований.

Эмпирической базой научного исследования являются материалы анкетного опроса инвалидов, проведенного весной и летом 2004 года, направленного на анализ социально-экономического и социально-демографического положения инвалидов в Республике Бурятия.

С использованием многоступенчатой комбинированной выборки было опрошено 545 человек, получивших инвалидность вследствие различных заболеваний с разной степенью утраты работоспособности в г. Улан-Удэ и четырех сельских районах. Выбранные районы по показателям инвалидности соответствуют среднему показателю по Республике Бурятия.

В анкету были включены вопросы, отражающие материальную, духовную, социальную сферы жизни инвалидов. Особое внимание было уделено социальному статусу и образу жизни инвалидов, социально-экономическому положению и социально-психологическому са*мочувствию.

Гипотеза исследования.

Инвалиды - это не только объект социальной работы, но и активный субъект общественной жизни и творец своей судьбы. Ведущим фактором, обеспечивающим независимый образ жизни инвалидов, является активная социально-психологическая реабилитация и поддержка, акцентирующая основное внимание и усилия на выработку у инвалидов новой системы целей и

ценностей, способствующих их свободной самоактуализации и самореализации.

Научная новизна исследования. В процессе исследования получены следующие результаты:

- раскрыто содержание понятий «инвалидность» и «инвалиды» в современном обществоведении;

представлена характеристика инвалидов как специфической социальной группы в контексте конструктивистской парадигмы инвалидности в противовес традиционной, основанной на принципе социального исключения;

даны теоретические и методологические обоснования социальной политики в отношении инвалидов;

выявлены основные черты и тенденции образа жизни инвалидов в современном российском обществе;

обозначены пути и тенденции социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Социальный статус инвалидов обусловлен, главным образом, состоянием здоровья и зависит от исторического, экономического и социально-политического уровня развития общества. На современном этапе развития российского общества изменения социального статуса инвалидов связаны с демократизацией общественных отношений и активизацией деятельности самих инвалидов.

2.Субкультура инвалидов - специфическое явление, которое характеризуется экономической и социальной зависимостью, замкнутостью, отсутствием жизненных планов и уверенности в себе у носителей данного статуса.

3.Образ жизни инвалидов в современном российском обществе обуславливается, во-первых, физической и социальной уязвимостью инвалидов, во-вторых, новым содержанием и принципами социальной политики по отношению к инвалидам и, в-третьих, отношением общества к инвалидам.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее положений и выводов для дальнейшего изучения проблем инвалидов. Материалы диссертации могут быть востребованы в образовательных учреждениях при написании учебных пособий и в качестве методологической и методической основы при подготовке и чтении спецкурсов по социологии.

Практическое значение работы заключается в возможности использования ее результатов для решения реальных социальных проблем в сфере социальной политики. Материалы диссертации и опубликованные по ее теме работы могут способствовать совершенствованию законодательной базы в отношении инвалидов.

Апробация работы. Основные идеи диссертации докладывались на научно-практических конференциях: «Проблемы интеграции инвалидов в общество: философия независимой жизни», 24 - 25 июля 2000 г. в г. Улан-Удэ; «Проблемы детства в Бурятии: состояние и перспективы», 29 мая 2001г. в г.Улан-Удэ; «Международный опыт и региональные особенности социальной работы» 10-14 сентября 2002 г. в г. Улан-Удэ; «Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы» 12-14 марта 2003 г. в г. Москве;

Диссертация обсуждена на кафедре социологии Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств и на кафедре философии Бурятского государственного университета и рекомендована к защите. По теме диссертации опубликованы три работы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.

Понятия «инвалиды» и «инвалидность» в современном обществоведении

Слово «инвалид» происходит от латинского invalidus, что значит слабый, немощный. В социологическом энциклопедическом словаре приводятся два определения этого понятия: «1) инвалид — лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность; 2) в дореволюционной России - старый солдат, не способный к строевой военной службе из-за полученных увечий и ран»[162,С567.].

Инвалидность - это социальная недостаточность (социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты) вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты [162,С567.].

В социальных науках представления об инвалидности можно условно разделить на два типа. Первая точка зрения - традиционная - начинает объяснение инвалидности с констатации органической патологии или дисфункции, приписывая инвалидам статус девиантов, и приходит к выводу о необходимости их исправления или изоляции. Концепция роли больного была разработана Т. Парсонсом, раскрывшим специфику взаимоотношений врачей и пациентов. Он указал на особенности социальной роли больного, которая предполагает легитимное освобождение заболевшего от некоторых социальных обязанностей и делегирование ответственности за себя профессионалам [105].

Другая точка зрения объясняет феномен инвалидности с позиций теории социального конструктивизма [165]. С этой точки зрения состояние человеческого организма может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими, и иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от их пола и возраста, культурных традиций и социальных условий, т.е. контекста рассматриваемой ситуации. В этом случае инвалидность можно рассматривать не только как физиологическую патологию организма, но и как социальное определение, своеобразный «ярлык».

Процесс социального взаимодействия между больным и обществом с соответствующими социальными ожиданиями и последствиями в виде формирования инвалидом стигматизированной идентичности исследовали П. Бергер и Т. Лукман [10]. Авторы рассматривают проблему инвалидности через такое понятие как социальная роль. Важной характеристикой большинства социальных ролей является то, что действия, необходимые для их выполнения, не предписываются во всех подробностях, а существует некоторый диапазон вариабельности. В этом случае ролевое поведение определяется и регулируется представлениями самой личности и общества о том, как должен вести себя человек, занимающий определенное социокультурное положение.

Например, американский социолог Джейн Мерсер провела в 60-е годы исследование в интернате, где содержались молодые американцы с умствен-ной отсталостью. Анализ учетных карточек показал, что представители бедных, малообеспеченных слоев, чаще всего этнических меньшинств, не только возвращались после недолгого содержания в интернате домой, но и заводили свои семьи и работали. В то время как пациенты из семей с высоким социальным статусом продолжали лечение. То есть в разных социальных слоях понятия нормы отклонений сильно разнятся. Семьи с высоким образовательным и экономическим статусом, сами привозили ребенка в интернат, поскольку их определение ненормальности совпадало с официальным диагнозом, который утверждает невозможность самостоятельной жизни, здорового общения и развития. «Низкостатусные» семьи, напротив, выражали свое несогласие, когда врач ставил диагноз и советовал лечение [175].

Таким образом, в рамках конструктивистского подхода статус инвалидов можно рассматривать в терминах субкультурного анализа. Так, другой американский социолог Дж. Харрис в исследовании социальной модели глухоты показывает, что сами глухие относят себя не к дефектным, но особым людям, чье отличие состоит не в отсутствие слуха, а в другом способе коммуникации [173]. В этом подходе ключевое значение приобретает методика социологического исследования инвалидов. Поэтому ряд авторов, например, Т. Бут, М. Ангрозино, предлагают применять качественные методы, такие как наблюдение, интервью, нарративный анализ в исследовании субъективного жизненного опыта людей, имеющих задержки развития, настаивая на необходимости услышать голоса тех, кто исключен, вытеснен на периферию отношений в обществе. В нашем исследовании мы также предприняли попытку качественного социологического анализа проблем инвалидности. Методика представленного исследования основывается на сочетании количественного и качественного анализа.

Исходя из предмета нашего исследования — анализа особенностей образа жизни инвалидов, на наш взгляд, более логичным представляется рассмотрение проблемы инвалидности с точки зрения конструктивистской парадигмы. По нашему мнению традиционный подход строится по принципу властной иерархии: допустим, врач - инвалид, государство - инвалид, здоровое большинство - инвалиды и т.п. «Эта точка зрения, — пишет Е.Р. Ярская-Смирнова, - начинает объяснение инвалидности с констатации органической патологии или дисфункции, приписывая инвалидам статус девиантов, и приходит к выводу о необходимости их исправления или изоляции» [165, С.38].

Инвалидность как социокультурный феномен

Понимание сущности инвалидности как социокультурного феномена тесно связано с общей социологической концепцией человеческой телесности. Социальные антропологи исходят из представления о человеке как о существе, имеющем тело. Традиционный подход приписывает инвалидам статус девиантов на основании их телесной патологии. Дальнейшая типизация происходит на базе предубеждений и негативных стереотипов, согласно которым нормальность должна быть четко обозначена самоочевидностью общепринятых стандартов и со стороны социальных институтов.

Социальные институты осуществляют типизацию людей, отношений, объектов, чтобы контролировать и гарантировать устойчивость властных отношений. Исследователи отмечают, что отношения между инвалидами, родителями детей инвалидов и специалистами во многом строятся по принципу властной иерархии [165]. Так, диагноз буквально ставит запрет на человеке, отказывая ему в социальной интеграции, при этом врач выступает в качестве агента социальной нормы. Схема «диагноз патологии - депривация от информации - сепарация» напоминает схему запрета, которую Фуко выдвигает в качестве одной из основных черт власти: утверждение того, что данная вещь не разрешена, предупреждение ее высказывания, отрицание ее существования [171, Р. 84.]. Немецкий философ и социолог К. Мангейм отмечал, что феномен управления не должен отождествляться сугубо с деятельностью государственных чиновников, чьи действия основываются на существующих законах. Закон еще не обеспечивает рационализированный порядок, закон есть «компромисс между метарациональными борюнишися в данном социальном пространстве силами» [77]. Данный фактор имеет первостепенную важность при подготовке управленческих решений, касающихся социального конструирования инвалидности. Информированность ответственных сторон о практической и ментальной деятельности инвалидов зависит от статуса социальных наук. По-видимому, большинство болезненных синдромов в постсоветской этничности обязано своим возникновением тому, что на протяжении десятилетий в советском обществе социально-гуманитарные науки выполняли сугубо апологетические функции.

Конструктивистская парадигма исходит из того, что состояние человеческого организма может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими в зависимости от культурных традиций и социальных условий. Данный подход представляет особую важность, поскольку позволяет представить инвалидность во взаимосвязи с общей философской теорией человеческой телесности.

Человек вовлекается в деятельность как телесное, материальное, частично опосредованное существо, а не как идеальная, абсолютно опосредованная мысль. Телесность человека наделена субъектными инициативами, с помощью движений происходит освоение мира. Телесные движения - это основа, которая позволяет индивиду осуществлять фундаментальные ориентации - жить и быть. Гегель также признавал большое значение телесной во-площенности человека в мире. Душа и тело живого человека не могут быть отделены друг от друга. Тело - это наличное бытие свободы. В «Философии права» Гегель пишет, что «я беру во владение не более того, чем то, чего я касаюсь своим телом» [23, С.112]. Для Гегеля закон начинает существование тогда, когда возникает смертная казнь, т.е. деструкция тела, означающая абсолютную власть буквы и нормы.

Отображение телесности человека начинается с фиксации того, что «человек есть». Прежде чем быть чем-то, он должен быть телесно. «Жизнь тела, - отмечает В.Л. Круткин, - это не только пространственное место, но и временной процесс. Телесность охватывает пространственно-временную тотальность человека. Тем самым телесность не обособляется от души, тело и душа не образуют онтологического противоречия» [68, С. 14-15].

В отличие от животных, которые не отличают себя от своей жизнедеятельности, человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Это отмечал К. Маркс: «отношение человека к самому себе становится для него предметным, действительным лишь через посредство его отношения к другому человеку» [81,С93]. То есть предметное отношение человека к собственной телесности становится возможным лишь через посредство предметного отношения к его телесности других людей. М.М. Бахтин считал, что для актуализации совести или стыда нужна телесность. Для совести как морального отношения (и любви как отношения эстетического и эротического) нужна не просто телесность человека, а чтобы было два телесных человека. Именно отсюда берет начало дифференциация телесности на внутреннее и внешнее тело в диалоге Я и Другого [8]. А.Ф. Лосев писал: «по манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мной» [73].

Категория телесности в последние годы стала вводиться в науку под влиянием культурологии и семиотики, где обнаружили, что в разных культурах тело понимается по-разному. «Болезнь», «здоровье», «боль», «удовольствие» и т.д. - не столько естественные состояния тела, сколько присваиваемые и переживаемые культурные и ментальные концепции. В психологии и социальной антропологии накоплено огромное количество фактов, говорящих об этом [125]. С точки зрения социальной антропологии физическое тело - это всегда социальное тело, физический опыт вплетен в социальный опыт. Формы, которые тело получает в движениях и покое, выражают социальное давление самьіхМ разным способом. Внимание, которое ему уделяют в уходе, питании, лечении, теории о том, что оно нуждается в сне и упражнениях, о стадиях, какие оно должно пройти в жизни, - все это культурные категории. То, что люди вкладывают в понятия «невыносимые» усилия, «непереносимая» боль, «безграничное» удовольствие — все это является параметрами не столько индивидуальными, сколько санкционированными коллективным одобрением или неодобрением [68, С.118]. Французский антрополог М. Мосс писал о техниках тела как традиционных действенных актах, отличных от актов магических, религиозных, символических. До инструментальных техник существует совокупность техник тела. Тело - первый и естественный инструмент человека. Техника тела — то как люди ходят, смотрят, спят, поднимаются, спускаются с горы, бегают, представляют себя другим и перед другими. В каждой культуре есть движения дозволенные и недозволенные, естественные и «неестественные». В юности и мужчины и женщины окончательно усваивают технику тела, которые сохраняются в течение всей взрослой жизни и воспринимаются как естественные [86].

Социальная политика и легитимация инвалидов

Мы отмечали, что важные социальные изменения, происходящие в период модернизации общества, связаны с расширением сферы действия секу-лярных принципов социальной регуляции. Это означает постепенную деса-крализацию мира и рост влияния рационально-практических и нормативно-правовых (легитимных) принципов.

Основную аргументацию данного параграфа мы попытаемся развернуть вокруг тезиса о том, что социальная политика является фактором легитимации инвалидов. Легитимность — это юридический термин, применяемый в социологии для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения. В социологическом смысле термин «легитимация» был введен М. Вебером для отличия поведения, основанного на «простом единообразии», опирающегося на обычай или сочетание интересов. От поведения, основанного на порядке, представляющемуся индивиду законным и содержащим свое высшее требование в самом себе, не нуждаясь во внешнем обосновании [124, С.156.].

Методология социальной политики рассматривается нами во взаимосвязи с общими теориями социального развития, занимающимися установлением законов развития, то есть установлением необходимых этапов, через которые должны проходить общества в своем развитии и которые вытекают из внутренних закономерностей исторического процесса. Общая теория развития - это синтез и обобщение конкретных исследований социальных процессов развития, происходящих в группах и общностях, в микроструктурах и малых общностях. Примером такой теории является теория исторического материализма [57].

Поэтому легитимация социальной политики в отношении инвалидов, несмотря на всю свою специфику, не может рассматриваться сепаратно, в отрыве от общего социально-экономического фона. В значительной мере она является "заложницей" общей методологии социальной политики и экономического развития общества.

Как наиболее социально уязвимая часть населения инвалиды остро ощущают углубление кризисных процессов в экономике. На данный момент реализация государственной социальной политики в отношении инвалидов в нашей стране осуществляется в условиях продолжающегося социального расслоения в обществе, отсутствии равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и иных социальных услуг, достойной работы, нахождение значительной части инвалидов в особо неблагополучных условиях, нередко за чертой бедности и без какой-либо надежды на позитивную жизненную перспективу. А также всеобщей правовой неграмотности населения, включая и инвалидов. Большинство инвалидов не имеет доступа к информации о своих правах и возможностях.

В политике по отношению к инвалидам проявились практически все противоречия, свойственные современной социально-экономической ситуации и политической парадигме. Это означает, что реформирование системы льгот и компенсаций, адресованных инвалидам, мало что даст, если не будет преодолен сформировавшийся правовой вакуум и сформирована инструментальная и ценностно-рациональная идеология в отношении социально уязвимых групп населения.

По мнению 3. Баумана рациональным является то действие, в котором из множества возможных способов действующее лицо сознательно выбирает один, который ему кажется наиболее соответствующим желаемой цели действия (это случай инструментальной рациональности): средства выбираются в соответствии с требованиями данной цели. Кроме того, рациональное действие может быть ценностно-рациональным, когда действующий субъект выбирает то, что наиболее для него ценно [7, С.119.].

В рамках ценностно-рационального подхода возникает вопрос о том, каково отношение индивидуальных мотиваций к процессу легитимации инвалидности, и какова ролЕГ индивидов в определении хода этого процесса. По мнению С. Московичи, в человеческой истории все общества испытывают один и тот же страх - это страх идей. В каждую эпоху начинается отвержение групп, пропагандирующих новую доктрину или новые убеждения: христиан в античности, философов-прсветителей в эпоху классицизма, социалистов в современную эпоху. И, вообще, всех меньшинств, которые отваживаются объединяться вокруг запрещенной идеи или неприемлемой точки зрения [85, С. 171.].

С этой точки зрения легитимация может являться фактором как развития, так и регресса, если оно тормозит и не допускает изменений. «Как фактор развития, - отмечает Ян Щепаньский, - право функционирует тогда, когда становится защитником людей, поступающих нон-конформистски, когда обеспечивает защиту изобретателям, новатором во всех областях, глашатаям новых идеологий, когда оно обеспечивает им возможность выразить себя и создать новые ценности [160, С.222.].

В этой связи легитимация инвалидности является не столько свойством самого социального порядка, сколько свойством совокупности фактических представлений о нем, отправляясь от которых люди ведут себя определенным образом, тем самым признавая его и сообщая силу соответствующим законам [124, С.156.]. Для нас важно иметь ввиду, что легитимация имеет когнитивный и нормативный аспекты, как вопрос ценностей, так и знания. То есть человеческую жизнь в обществе можно представить в контексте взаимодействия практического и экспрессивного порядков

КАРТА САЙТА
Посмотреть карту сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Компьютерные курсы в Улан-Удэ
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Календарь праздников Улан Удэ погода
    Copyright MyCorp © 2019
    Сделать бесплатный сайт с uCoz